Гран-при России Формулы-1 в этом году оставил благоприятное впечатление буквально у всех гостей мероприятия. Солнечная, пусть и немного прохладная погода, многочисленные болельщики и несколько неожиданных результатов - чего ещё можно желать от главного автоспортивного праздника? «Шок: Фернандо Алонсо на «Макларене» финишировал шестым на требовательной к мощности трассе. Год назад такое было просто немыслимо!» - пишет, например, Нэйт Сондерс из ESPN.
«Макларен» превзошёл собственные ожидания, пробившись в очки обеими машинами впервые за долгое время, но я отдаю должное Кевину Магнуссену. Датчанин уверенно вернулся к роли боевого пилота и в России вновь раскрыл несомненный талант и зрелый пилотаж», - добавляет журналист The Daily Mail Джо Доунз.
Но, к сожалению, главным событием Гран-при стала авария на первом круге, которую спровоцировал Даниил Квят. На глазах болельщиков, расположившихся на названной в его честь трибуне, россиянин протаранил «Феррари» Феттеля, отправив машину соперника в стену и попутно разрушив гонку себе и напарнику…
Мы собрали самые интересные мнения иностранных журналистов о прошедшей гонке, закрытом кокпите «Ред Булл», борьбе за чемпионский титул и выступлении Квята.
«Сущий кошмар»
«Для Даниила Квята домашняя гонка обернулась сущим кошмаром. Феттель вряд ли теперь отправит россиянину открытку на Рождество», - иронизирует Сондерс. «Я насчитал пять «факов» в радиоэфире Феттеля, - развивает тему корреспондент The Telegraph Дэниел Джонсон. - Но в его защиту скажу, что эта лексика была оправданной. Молодой русский на своей домашней, напомним, трассе, врезался в «Феррари» немца, и не раз, а два. И удары были сильными.
Журналисты сходятся во мнении, что в Сочи Квят допустил одну из крупнейших ошибок в своей карьере, и отмечают, что теперь россиянина ждёт непростой разговор с руководством команды. Этого же мнения придерживается и Мартин Брандл, экс-пилот Формулы-1 и комментатор Sky Sports, однако англичанин в то же время надеется, что Квят справится со сложной ситуацией.
«Победив, по общему мнению, Феттеля в первом раунде в Шанхае, на родной земле Квят потерпел нокаут. Квят мне действительно нравится, он проявил выдающийся характер как на трассе, так и вне её, - пишет Брандл. - И я по-настоящему сочувствую ему, потому что на самом деле ошибка во втором повороте была не такой уж и чудовищной, но, вне всяких сомнений, это повредит его шансам остаться в «Ред Булл». Но Формула-1 хороша тем, что здесь всё меняется очень быстро, и если Даниил выдержит, он сможет исправить ситуацию».
«Хэмилтон был быстрее»
Авария Квята и Феттеля во многом затмила даже победителя гонки, что, впрочем, легко объяснимо: соперников у Нико Росберга в этот раз вновь не было. Льюис Хэмилтон провёл выдающуюся гонку и сделал всё, что мог, чтобы выйти на второе место и отыграть у лидера семь секунд, но и тут британца едва не подвела машина.
«В то время как Нико Росберг обливался шампанским со своей командой, Льюис Хэмилтон угрюмо стоял в углу с тем же выражением лица, что и на подиуме», - отметил Дэн Рипли из The Daily Mail. «Обгон Райкконена в исполнении Хэмилтона был для британца очень важен и позволил пробиться на подиум, но что более важно - он был совершён без помощи DRS или разницы в износе резины», - пишет Лоуренс Эдмондсон, назвавший этот манёвр «обгоном гонки» в традиционном рейтинге ESPN.
«Семь побед подряд - это удивительное достижение. Лишь трём пилотам прежде удавалось такое - Альберто Аскари, Михаэлю Шумахеру и Себастьяну Феттелю. И хотя Росберг проехал этап очень хорошо, нельзя сказать, что он доминировал на протяжении всего уик-энда, - считает Эндрю Бенсон из BBC Sports. - Хэмилтон был быстрее во второй и третьей практиках, а также в первом сегменте квалификации. И вплоть до появления технических проблем, он очень быстро приближался к Росбергу. Есть все основания полагать, что эти двое сейчас близки как никогда, но, учитывая историю их борьбы за последние три года, нужно быть смельчаком, чтобы утверждать, что в оставшихся гонках Хэмилтон не сможет побеждать Росберга чаще».
После четырёх этапов сезона гонщиков «Мерседеса» разделяют уже 43 очка, и это очень большой отрыв. Журналисты Sky Sports решили посчитать, сколько из них Льюис потерял не по своей вине - из-за ошибок других пилотов или технических неполадок. В итоге они пришли к выводу, что невезение стоило Хэмилтону 22 очков.
«В Австралии у Росберг жёстко повёл себя на старте, но в рамках правил, так что здесь пенять на внешние обстоятельства не стоит. В Бахрейне Валттери Боттас понёс наказание за столкновение с Льюисом и вина финна была очевидна - инцидент стоил Хэмилтону десяти очков. Впрочем, если бы британец хорошо стартовал, то не оказался бы рядом с Валттери, - отмечает Мэтт Морлидж. - В Шанхае технические проблемы преследовали Хэмилтона на протяжении всего уик-энда и стоили ему ещё 12 очков. Таким образом, проблемы на старте сезона уже обошлись ему, по меньшей мере, в двадцать баллов».
«Вытащим гонщика»
В пятницу на Гран-при России публике впервые предстал концепт защиты кокпита от «Ред Булл», напоминающий ветровое стекло. Даниэль Риккардо проверил конструкцию в рамках одного установочного круга и отметил, что видимость хуже не стала и вообще вещь хорошая. Тем не менее энтузиазма по поводу защиты кокпита в паддоке всё меньше, даже Берни Экклстоун заявил, что ему не нравится ни один из представленных вариантов. С генеральным промоутером согласен и Мартин Брандл.
«Когда ты садишься в гоночную машину, то должен знать, что можешь получить травму, оказаться парализованным или вовсе погибнуть. Если ты не готов к этому - не садись в машину. Да, пилоты в праве рассчитывать на то, что будут предприняты все меры по усилению безопасности, чтобы они могли спокойно выбраться из машины в подавляющем большинстве крупных аварий - и именно так сейчас есть в Формуле-1, - утверждает Брандл. - Я считаю, что защита кокпита создаст столько же проблем, сколько решит. Она уродливая и тяжёлая и не совсем подходит для младших серий. Так должен ли быть риск? Имеет ли значение, что ехать на Гран-при зрителем опаснее, чем участвовать в нём? Пока я считаю, что да».
«Закрытые кокпиты наверняка введут, потому что того требует ответственность руководящих органов, - продолжает эксперт. - А затем случится ещё что-нибудь и мы наконец вытащим гонщика из окпита - чтобы он уж точно не получил никаких травм. У меня нет данных, чтобы подтвердить свою точку зрения, но я уверен, что на велосипеде по пути на работу, катаясь на горных склонах или просто на шоссе за рулём мотоцикла вы рискуете не меньше, чем современные пилоты Формулы-1. Для вас разве что обливание шампанским ещё не превратилось в рутину».