В расписании ралли «Шёлковый путь» 15 июля - день отдыха. Но на самом деле от отдыха здесь одно название. Несмотря на то что гонка взяла перерыв на один день, бивуак продолжает жить насыщенной жизнью. Механики вновь и вновь перебирают автомобили, гонщики раздают многочисленные интервью и развлекают гостей своих команд, а дирекция ралли занята последними приготовлениями к переходу китайской границы. В общей сложности несколько тысяч человек, включая пилотов, механиков, журналистов, организаторов и обслуживающего персонала отправятся, в Поднебесную на решающую часть маршрута.
«Чемпионат» рассказывает, чем живёт и дышит шестое издание ралли «Шёлковый путь».
В поисках Стефана Петеранселя
Постоянно бурлящий пресс-центр на бивуаке близ озера Балхаш 13 июля особенно оживился: пилоты один за другим отмечались на последних сплитах, но Стефана Петеранселя - лидера гонки - по-прежнему не было. Что произошло на дистанции, узнать на бивуаке было невозможно, и лишь когда участники начали прибывать в сервисный парк, появилась первая информация: легендарный француз налетел на яму и перевернулся.
«То ли не успел среагировать, то ли не прочитали место в дорожной книге - в итоге 'заушились'», - рассказал на финише Константин Жильцов, штурман Владимира Васильева. - Когда мы проезжали, машина Петеранселя стояла на боку, экипаж Лёба остановился и помог ему. Думаю, он приедет на финиш. Главное, что все живы и здоровы.
Авария Петеранселя стала главной темой дня, и каждый - даже члены других команд - хотел узнать хоть какие-то новости об экипаже. Когда большинство пилотов уже финишировали, команда «Пежо» собрала пресс-конференцию, на которой рассказала подробности аварии, а также заверила, что сделает всё, чтобы Петерансель продолжил гонку. И он сделал это - но уже с огромным отставанием от лидеров.
После аварии Стефана на авансцену вышел его партнёр по команде Сириль Депре - легендарный мотоциклист, пятикратный победитель «Дакара», но лишь начинающий карьеру автогонщика. Для Депре этот «Шёлковый путь» - самое трудное ралли в «четырёхколёсной» карьере. По ходу гонки он уже выиграл пару этапов, и это его первые победы на столь протяжённых и сложных допах.
Поскольку Депре лидирует в общем зачёте, именно ему приходится открывать трассу и прокладывать маршрут для преследователей. Раз за разом Сирилю первому приходится проезжать по высокой траве, за которой не видно дороги, и пробиваться по кочкарникам, что стоит времени. «Таковы правила игры, - разводит руками гонщик. - Главное, что мы идём на первом месте».
Пока главным преследователем Депре остается его партнёр по команде Себастьен Лёб. В борьбе за победу теперь остались только два прототипа «Пежо», и позволить себе ещё одну осечку французский коллектив не может. При этом Депре и Лёб находятся под постоянным прессингом со стороны «МИНИ»: Владимир Васильев и Язид Аль-Раджи держатся на расстоянии одного удачного спецучастка от лидеров. Менее 15 минут Депре уступает и казахстанец Айдын Рахимбаев.
Владимир Васильев, к слову, по пути в Китай одержал победу на этапе чемпионата России по ралли-рейдам. В зачёт первенства пошли шесть первых спецучастков, на которых Владимир переиграл Евгения Фирсова на «Тойоте».
Также среди гонщиков следует отметить Хань Вэя - опытнейшего китайского пилота, выигравшего на родине бесчисленное количество гонок. На «Шёлковом пути» Вэй выступает на ярко-жёлтом багги SMG и занимает седьмую позицию вопреки многим проблемам. Так, в один из дней набившаяся под капот грязь попросту его оторвала, а позже в лобовое стекло прилетела птица.
По итогам шести этапов преимущество Депре относительно Лёба составляет восемь минут. Этого достаточно, чтобы комфортно открыть трассу следующего спецучастка, но слишком мало для разговоров о победе. В то же время Владимир Васильев, замыкающий первую тройку, проигрывает менее десяти минут. Таким образом, вся борьба ещё впереди.
Николаев держится впереди
Ралли «Шёлковый путь» в этом году стало также своего рода международной премьерой новейшего капотного грузовика «КАМАЗ-мастера». Эта машина уже выступала в Астрахани, но настоящей проверкой стал именно «Шёлковый путь». И пока грузовик справляется отлично: после шести этапов он занимает первое место.
«Мы уже не один год трудимся над капотным грузовиком, чтобы он мог показывать достойные результаты, чтобы был даже быстрее наших предыдущих автомобилей, - рассказывает Эдуард Николаев, пилот экипажа, которому выпала честь проехать гонку на 'капотнике'. - Это совершенно другая машина, которая абсолютно иначе управляется, и к ней нужно привыкать. Даже не стоит садиться в старый - манера езды совсем другая».
Главным соперником Николаева является голландец Мартен ван ден Бринк, один из самых опытных европейских пилотов. «Шёлковый путь» он едет на капотном грузовике «Рено» и уступает ведущему «КАМАЗу» восемь с половиной минут. «Я доволен нашими результатами, но в Китае мы будем бороться за победу», - говорит он.
Позади двух лидеров выстроились ещё пять стартовавших в гонке «КАМАЗов». Шибалов и Сотников идут на третьем и четвёртом местах, Андрей Каргинов, потерявший время из-за проколов, занимает пятую строчку, а шестым идёт Айрат Мардеев. Последнему очень не повезло на пятом этапе, когда за 100 километров до финиша отказала одна из турбин. Однако уже на шестом спецучастке Айрат стал быстрейшим и начал сокращать отставание.
А седьмым идёт необычный российско-китайский экипаж, созданный по инициативе спонсора: ПАО «Газпром». Возглавляет эту тройку китайский пилот Хоу Хуннин, выступавший у себя на родине на внедорожниках. Вместе с ним едет его постоянный штурман Шэнь Синь, а роль механика исполняет россиянин Андрей Мокеев - победитель самого первого «Шёлкового пути», состоявшегося в 2009 году. Китайские спортсмены смогли опробовать машину «КАМАЗ» лишь на ралли «Золото Кагана», однако, как показывает практика, адаптация проходит вполне успешно.
Сергей Вязович, лидер «МАЗ-СПОРТ-авто», пока находится на восьмой позиции. На длинном пятом этапе по камням шины белоруса буквально превратились в лохмотья, тем не менее он уверенно идёт в первой десятке, опережая Паскаля де Бара, Алексея Вишневского и Терухито Сугавару. «МАЗы» вообще смотрятся в этой гонке довольно сильно и на последующих этапах наверняка преподнесут пару сюрпризов. Но, так или иначе, главной интригой грузового зачёта остаётся сражение Эдуарда Николаева и Мартена ван ден Бринка.
Караван передвигается дальше
Бивуак в Алма-Ате под палящим казахстанским солнцем потихоньку начинает собираться. Часть состава организаторов покинула город ещё накануне, чтобы пораньше прибыть на следующий бивуак и завершить в срок все необходимые работы: буквально за пару дней на месте стоянки гонщиков в открытом поле или на территории аэропорта вырастает гигантский город, в котором есть даже бар и бассейн.
Многие журналисты отправятся в Китай самолётом. Как и гонщики, сотрудники СМИ здесь работают вместе и при необходимости приходят друг другу на выручку. «За все 'Шёлковые пути' гонщики стали для нас как родные», - рассказывает корреспондент «Авторадио», информационного партнёра гонки, Ольга Калиниченко. - Ты следишь за пилотами по минутам, поднимаешь всех на уши, если экипажа нет на отметке. Только финишировал - и сразу бежишь к гонщику, узнать, как он проехал, где потерял эти секунды. И этот мир уже стал как большая семья. Мы все живём на бивуаках вместе, вместе перемещаемся, и всё это в совершенно экстремальных условиях.
Часть представителей медиа поедет в Китай на автомобилях. Дирекция ралли предоставила журналистам семь машин «Тойота», официального автомобиля организаторов, на которых они едут свой собственный марафон - параллельно с гоночной трассой. Они проехали уже порядка пяти тысяч километров и впереди - ещё столько же.
Ну, а самыми последними бивуак покинут гонщики. Старт седьмого этапа будет дан в шесть утра. Десятки внедорожников и две дюжины грузовиков снимутся с места стоянки и отправятся в дальнейшее путешествие - опасное и непредсказуемое. Гонка продолжается.